Великая война – Великая Победа

Есть у поэта Александра Романова такие строки: «Умирают солдаты дважды: От штыка или пули вражьей. И спустя много лет, в грядущем, От забывчивости живущих». Память. Только благодаря ей прошлое всегда с нами, только благодаря ей великий подвиг народа не будет забыт никогда. У нас нет права забыть ужас этой войны и тех солдат, которые отдали свои жизни ради мира. Мы не должны забывать их имена, не имеем права. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! Мы продолжаем нашу рубрику «Великая война – Великая Победа». И сегодня наш рассказ о нашем земляке Николае Барышеве, российском художнике театра, заслуженном деятеле искусств РСФСР (1940г.). Николай Андреевич Барышев родился 9 ноября 1907 года в Казане. Отец Николая, Андрей Барышев, был купцом 1-ой гильдии. В 1910 году взяв с собой трехлетнего Николая, младшего братишку и еще сестру родители переезжаю в Бугульму, и останавливаются у бабушки Николая. В татарской школе второй ступени, с 1921 по 1926 годы, получает образование Барышев Николай Андреевич - герой крымского подполья. О чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на фасаде здания. В школьные годы Николай Барышев увлекается театром, играет в драмкружке, выступает на школьной сцене. Но больше всего Николай любил рисовать. Уже тогда определилось его настоящее призвание — не актерское поприще, а сценография: ещё в драмкружке создавал художественное оформление спектаклей. Начиная с шестого класса, он был бессменным членом редколлегии школьной стенгазеты. Коля был душой школьного коллектива. В 1926 году, окончив бугульминскую школу, Николай уезжает в Казань, где поступает в объединенный художественно-театральный техникум. Там он проявил себя как один из лучших студентов-общественников, был старостой своего курса. По окончании техникума Барышева назначают главным художником Симферопольского драматического театра. Там же, в предвоенные годы, он получил звание заслуженного артиста и заслуженного деятеля искусств Крымской АССР. Когда фашисты взяли Крым, горком партии сформировал партизанские отряды и подпольные группы. Одну из таких подпольной группы сопротивления «Сокол» возглавил Николай Барышев. Его мужество, отвага на боевых операциях, находчивость позволяли выполнять сложные задания командования. В подпольную группу Барышева входило более 60 человек, в т.ч. в нее вошли 10 работников Симферопольского драматического театра им. М. Горького: актеры А.Ф. Перегонец, Д. К. Добросмыслов, 3. П. Яковлева, костюмер И. Н. Озеров, машинист сцены П. И. Нечеткий, портниха - одевалыцица Е. Я. Кучеренко, старый бутафор А. С. Карлов, уборщица П. Т. Ефимова, с пятнадцатилетней дочерью Тамарой, и пятнадцатилетний ученик художника Олег Савватеев — все, с кем он был связан в повседневной работе и чьи умонастроения хорошо знал. Чтобы не вызывать подозрения у фашистов, они должны были продолжать работу на сцене, ставить пьесы. Было нелегко играть со всей артистической страстью и находить в себе силы принимать поздравления от врагов, да к тому же переносить ненависть и презрение со стороны советских людей. Это уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни. Патриоты, составив план Симферополя, собирали и наносили на него разведданные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году. Эта карта оказалась ценным подспорьем для советского командования. Подпольщики так же сообщали населению правдивую информацию о событиях на фронтах. Спасли более 50 молодых ребят, обучавшихся в студии при театре от отправки в Германию. Поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов датированную прошлым столетием, которую немцы планировали вывезти. В целом группа «Сокол» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений. В начале марта 1944 года в Симферополе начались повальные аресты. 13 марта руководство подполья приказало группе Барышева уходить к партизанам. Это распоряжение Николаю Андреевичу передал подпольщик В. Михайлов. В ответ Барышев сказал: «Отсидимся. Есть конспиративные квартиры. А когда утихнет — выйдем». Знал, что у большинства подпольщиков семьи — всех не уведешь. А без родных — не пойдут, ведь оставшихся расстреляют». Артист Добросмыслов поддержал Барышева словами: «Наша группа должна остаться здесь до самого последнего момента. Без нас немцы могут сделать с театром все, что угодно. Нужен свой глаз». …«Отсидеться» не удалось. 19 марта гестаповцы арестовали Николая Барышева и его группу сразу после пьесы. Кто выдал подполье — до сих пор не вполне ясно. 10 апреля 1944 года, после продолжительных пыток, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на территории совхоза «Красный», за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара. Страна узнала о героической деятельности группы «Сокол» после создания спектакля в 1077 году, и фильма в 1981 году, под названием «Они были актёрами» в 1977году. В 2010 году снят документальный фильм «После премьеры - расстрел. История одного предательства». В честь Барышева Николая Андреевича названа улица в Бугульме и в Симферополе. На здании театра в честь подпольной группы Барышева Н.А. «Сокол» установлена мемориальная доска, на которой сказано: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н.А., Перегонец А. Ф., Добросмыслову Д. К., Яковлевой З. П., Чечеткину П. И., Озерову И. Н., Ефимовой П. Т., Савватееву О. А.» С большой горечью остается только догадываться, каких бы профессиональных высот мог достичь Николай Андреевич. Но война оборвала его творческий взлёт. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ… Методист Вера Дятлова

Все новости

Объединённый каталог музеев Республики Татарстан
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.